БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНА ТРУДА

ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ







Вернуться в раздел "Промбезопасность"

Учебное пособие по курсу "Ответственные за безопасное производство работ кранами"


Курс «Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами  (Ст. 9.4.4)
с промышленной безопасностью (ПБ 10-382-00)»


1. Общие положения

1.1. Общие сведения о «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

1.2. Область распространения «Правил»

2. Общие сведения о грузоподъемных кранах

2.1. Параметры и технические характеристики

2.2. Приборы и устройства безопасности

2.3. Канаты, требования «Правил» к ним

2.4. Грузозахватные органы и приспособления

2.5. Крановые пути

3. Организация надзора и обслуживания грузоподъемных кранов

3.1. Регистрация и техническое освидетельствование

3.2. Требования «Правил» к организации надзора и обслуживания грузоподъемных машин

3.3. Порядок обучения, аттестации, назначения и перевода персонала

3.4. Требования должностных и руководящих инструкций к должностным лицам

4. Требования должностных и руководящих инструкций к должностным лицам

4.1. Организационно-техническая подготовка производства работ

4.2. Погрузочно-разгрузочные работы и строительно-монтажные работы

4.3. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ


Тема 4.3. Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ


Подбор и привязка грузоподъемного крана


д) строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами (ППРк), в котором должны предусматриваться:

соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана).


2.18.6. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2000 мм от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 700 мм, а на высоте более 2000 мм — не менее 400 мм.*


Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2000 мм.


Указания


3.2. Грузоподъемность крана - груз полезной массы, поднимаемый краном и подвешенный при помощи съемных грузоподъемных приспособлений или непосредственно к несъемным грузоподъемным приспособлениям. У стреловых поворотных кранов должна быть обеспечена возможность подъема груза при всех положениях поворотной части. У некоторых импортных кранов в массу поднимаемого груза включается также масса крюковой обоймы, на что необходимо обращать внимание при разработке ППР.


Требуемая грузоподъемность крана на соответствующем вылете определяется по массе наиболее тяжелого груза со съемными грузозахватными приспособлениями (грейфера, электромагнита, траверс, стропов и т.п.). В массу груза включаются также масса навесных монтажных приспособлений, закрепляемых на монтируемой конструкции до ее подъема, и конструкций усиления жесткости груза.


Грузоподъемность крана (Q) должна быть больше или равна массе поднимаемого груза Ргр, плюс масса грузозахватного приспособления Ргр.пр., плюс масса навесных монтажных приспособлений Рн.м.пр., плюс масса конструкций усиления жесткости поднимаемого элемента Рк.у.


Q ³Prp. + Ргр.пр. + Рн.м.пр. + Рк.у.   (1)


Для кранов с переменным вылетом грузоподъемность зависит от вылета.


3.3. Необходимый рабочий вылет Rp определяется расстоянием по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа как показано на рисунке 1.


3.4. Требуемая высота подъема hn определяется от отметки установки грузоподъемных машин (кранов) по вертикали и складывается из следующих показателей:

высоты здания (сооружения) от нулевой отметки здания с учетом отметок установки (стоянки) кранов до верхней отметки здания (сооружения) (верхнего монтажного горизонта) h3, запаса высоты, равной 2,3 м из условий безопасного производства работ на верхней отметке здания, где могут находиться люди, максимальной высоты перемещаемого груза hrp. (в положении, при котором производится его перемещение) с учетом закрепленных на грузе монтажных приспособлений или конструкций усиления, длины (высоты) грузозахватного приспособления hrp.np. в рабочем положении как показано на рисунках 1, 2, 3.


hn. =[(hз ± n) + hrp. + hrp.np. + 2,3], м                    (2)

где n-разность отметок стоянки кранов и нулевой отметки здания (сооружения).


3.5. … Для кранов с поворотной башней и числом секций в башне более двух это расстояние принимается не менее 800 мм по всей высоте ввиду возможного отклонения башни от вертикали.


3.6. Приближение к зданию (сооружению) приставного крана определяется минимальным вылетом, при котором обеспечивается монтаж ближайших к башне крана конструктивных элементов зданий с учетом размеров фундамента крана и условий крепления крана к зданию.


Конструкции фундамента приставного крана в каждом конкретном случае определяются расчетом специализированной организации.


Конструкции крепления приставного крана к конструкциям здания разрабатывает специализированная организация и согласовывает с автором проекта здания.



Рис 1. Привязка башенного крана к зданию


Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.




Рис 2. Привязка стрелового крана к зданию


Установка стрелового крана на краю откоса котлована, траншеи


Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. 5, откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.


Таблица 5

Минимальное расстояние (в м) от основания откоса котлована (канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпанном грунте


Глубина котлована (канавы), м

Грунт


песчаный и гравийный

Супесчаный

Суглинистый

Лессовый сухой

глинистый

1

1,5

1,25

1,00

1,0

1,00

2

3,0

2,40

2,00

2,0

1.50

3

4,0

3,60

3,25

2,5

1,75

4

5,0

4,40

4,00

3,0

3,00

5

6,0

5,30

4,75

3,5

3,50

Примечание - При глубине выемки более 5 м расстояние от основания откоса выемки до ближайших опор крана определяется расчетом




Указания


3.8. Приближение кранов к неукрепленным откосам котлованов, траншей или других выемок при ненасыпном грунте разрешается только за пределами призмы обрушения грунта и определяется расстоянием по горизонтали от основания откоса котлована (выемки):

— до нижнего края балластной призмы рельсового кранового пути согласно рисунку 3 и таблице 1.

— для стреловых кранов - до ближайших опор согласно рисунку 4 и таблице 5.

Наибольшую крутизну откосов котлованов, траншей и других временных выемок, устраиваемых без крепления в нескольких грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, следует принимать по таблице 2.


СНиП 12-04-2002


Производство работ, связанных с нахождением работников в выемках с откосами без креплений в насыпных, песчаных и пылевато - глинистых грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов, указанных в таблице 1.


Таблица 1


№ п/п

Виды грунтов

Крутизна откоса (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более

1,5

3,0

5,0

1.

Насыпные неслежавшиеся

1:0,67

1:1

1:1,25

2.

Песчаные

1:0,5

1:1

1:1

3.

Супесь

1:0,25

1:0,67

1:0,85

4.

Суглинок

1:0

1:0,5

1:0,75

5.

Глина

1:0

1:0,25

1:0,5

6.

Лессовые

1:0

1:0,5

1:0,5

Примечания. 1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов назначают по наименее устойчивому виду от обрушения откоса.

2. К не слежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до двух лет для песчаных; до пяти лет - для пылевато-глинистых грунтов.


Определение границы опасной зоны от действия крана.

Обозначение опасной зоны

(СНиП 12-03-2001)


Перед началом работ в условиях производственного риска необходимо выделить опасные для людей зоны, в которых постоянно действуют или могут действовать опасные факторы, связанные или не связанные с характером выполняемых работ.


К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов относятся:

места вблизи от неизолированных токоведущих частей электроустановок;

места вблизи от не огражденных перепадов по высоте 1,3 м и более;

места, где возможно превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.


К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить:

участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);

этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми происходит монтаж (демонтаж) конструкций или оборудования;

зоны перемещения машин, оборудования или их частей, рабочих органов;

места, над которыми происходит перемещение грузов кранами.


Размеры указанных опасных зон устанавливаются согласно приложению Г.


Места временного или постоянного нахождения работников должны располагаться за пределами опасных зон.

На границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть установлены защитные ограждения, а зон потенциально опасных производственных факторов - сигнальные ограждения и знаки безопасности.


Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов подъемными кранами, а также вблизи строящегося здания принимаются от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице Г.1.


Таблица Г.1


Высота возможного падения груза (предмета), м

Минимальное расстояние отлета перемещаемого (падающего) предмета, м

перемещаемого краном груза в случае его падения

предметов в случае их падения со здания

До 10

4

3,5

" 20

7

5

" 70

10

7

" 120

15

10

" 200

20

15

" 300

25

20

" 450

30

25

Примечание - При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.


Границу опасной зоны обозначают на местности знаками (по ГОСТ Р 12.4.026-2001), предупреждающими о работе крана (знак № 3). Знаки устанавливаются из расчета видимости границы опасной зоны, в темное время суток должны быть освещены.


Организация производства работ при ограничении зоны обслуживания крана


Стреловые краны для предотвращения их столкновения с препятствиями в стесненных условиях работы должны быть оснащены координатной защитой.


Ограничение зоны обслуживания крана предусматривается для предупреждения образования в стесненных условиях опасной зоны за пределами строительной площадки или при наличии на строительной площадке в зоне обслуживания или опасной зоне от действия крана помещений, где находятся или могут находиться люди или другие препятствия. Кроме того, для уменьшения величины опасной зоны может предусматриваться ограничение высоты подъема.


СНиП 12-03-2001


В случае если в процессе строительства (реконструкции) зданий и сооружений в опасные зоны вблизи мест перемещения грузов кранами и от строящихся зданий могут попасть эксплуатируемые гражданские или производственные здания и сооружения, транспортные или пешеходные дороги и другие места возможного нахождения людей, необходимо предусматривать решения, предупреждающие условия возникновения там опасных зон, в том числе:


а) вблизи мест перемещения груза краном:

- рекомендуется оснащать башенные краны дополнительными средствами ограничения зоны их работы, посредством которых зона работы крана должна быть принудительно ограничена таким образом, чтобы не допускать возникновения опасных зон в местах нахождения людей;

- скорость поворота стрелы крана в сторону границы рабочей зоны должна быть ограничена до минимальной при расстоянии от перемещаемого груза до границы зоны менее 7 м;

- перемещение грузов на участках, расположенных на расстоянии менее 7 м от границы опасных зон, следует осуществлять с применением предохранительных или страховочных устройств, предотвращающих падение груза;


б) на участках вблизи строящегося (реконструируемого) здания:

- по периметру здания необходимо установить защитный экран, имеющий равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном;

- зона работы крана должна быть ограничена таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитного экрана.


МДС 12-19.2004. Механизация строительства. Эксплуатация башенных кранов в стесненных условиях.


Инструкция по применению Системы ограничения зон работы башенного крана

в стесненных условиях ЦНИИОМТП, 1998


1. Область применения

Настоящая инструкция вводится в действие в связи с внедрением Системы ограничения зон работы башенного крана в стесненных условиях, разработанной по заданию Управления развития генплана Правительства Москвы.

Инструкция развивает положение Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) Ростехнадзора России в части эксплуатации башенных кранов в стесненных условиях.

Инструкция является обязательной для предприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих эксплуатацию башенных кранов, разрабатывающих проекты строительно-монтажных работ, а также органов надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.


2. Общие положения

2.1. Система ограничения зон работы (СОЗР), далее по тексту «Система», башенного крана предназначена для повышения безопасности работы крана в стесненных условиях.

2.2. Система не влияет на работу штатных приборов и устройств безопасности крана.

2.3. Система ограничивает зоны действия при строительстве, реконструкции и разборке зданий и сооружений.

2.5. Генподрядчик (подрядчик) определяет целесообразность применения Системы на башенном кране при работе в стесненных условиях.

2.6. Генподрядчик (подрядчик), принявший решение по применению Системы, обязан в заявке на установку крана указать условия по ограничению зон и представить ППР и список ИТР, аттестованных или подлежащих аттестации.

2.8. Готовность крана с Системой к эксплуатации на объекте подтверждается актом приемки-сдачи.


3. Описание и техническая характеристика Системы ограничения зон работы башенного крана

3.1. Система ограничивает зону перемещения крана, стрелы и груза в вертикальной и горизонтальной проекции в заданных пределах автоматически блокируя (отключая) соответствующие приводы при попадании груза в зону запрета, а также при угрозе столкновения стрелы или груза с объектами, входящими в зону ограничения.

Функционирование Системы осуществляется путем цифровой обработки сигналов аналоговых датчиков.

3.2.  Система обеспечивает управление следующими приводами крана: поворота стрелы; перемещения крана по рельсовому пути; вылета груза; подъёма груза.

3.3. В состав Системы входят следующие блоки и устройства:

- блоки: управления (БУ); параметров строительной площадки (БПСП); питания и реле (БПР);

- датчики: положения крана (ДПК) на крановом пути; (углового) положения стрелы (ДПС); вылета груза (ДВГ); высоты подъёма (ДВП) крюковой подвески.

3.4.   Система по сигналам датчиков определяет местоположение крана, стрелы, вылета груза и высоты подъёма крюковой подвески на строительной площадке и по результатам сравнения с заложенными в БПСП данными выдаёт управляющие сигналы на приводы крана.

3.5. Система обеспечивает управление приводами крана в следующих зонах:

- зона, в которую не должна попадать ни одна точка стрелы крана и груз;

- зона, в которую не должен попадать груз, но могут попадать элементы стрелы, расстояние до которых больше вылета груза;

- зоны (не более четырёх) с ограничением высоты проноса груза.

Зоны ограничения должны быть указаны на плане производства работ с указанием их типа, а для зон ограничения высоты подъёма крюковой подвески должна быть задана максимальная для данной зоны высота.

3.6. Система выдаёт следующие релейные сигналы управления приводами крана:

- движения крана по рельсам вперёд;

- движение крана по рельсам назад;

- поворот стрелы по часовой стрелке;

- поворот стрелы против часовой стрелки;

- увеличение вылета груза;

- увеличение высоты подъёма крюковой подвески.


4. Разработка проекта производства работ краном, оборудованным Системой

4.1. Проект производства работ башенным краном разрабатывается с учетом требований СНиП 12-03-99 и настоящей инструкции.

4.2. В проекте производства работ (ППР) башенным краном указывают:

- положение кранового пути относительно зданий и сооружений с указанием соответствующих расстояний;

- положение крана (его вертикальной оси) в крайних точках кранового пути;

- длину стрелы крана;

- минимальный и максимальный вылеты груза (стрелы);

- величину зону запрета;

- величину зону предупреждения;

- зоны запрета (с указанием высоты) подъёма.


5. Подготовка башенного крана к работе в стесненных условиях

5.1. К работе в стесненных условиях допускаются краны, не выработавшие нормативный ресурс и прошедшие полное техническое освидетельствование.

5.2. Монтаж Системы на башенном кране должны производить специализированная организация. После выполнения монтажных работ составляется акт готовности крана к выполнению работ на объекте.

5.3. При сдаче-приемке крана в эксплуатацию производят пуско-наладочные работы Системы.

Испытания крана, оборудованного Системой, производят комиссией, в состав которой входят представители организаций:

- эксплуатирующей башенный кран (владелец);

- производителя строительно-монтажных работ (строителя).

- исполнителя монтажных и пуско-наладочных работ по СОЗ;

- органа надзора (ГГТН).



В качестве примера на рисунке приведен вариант использования системы зон работы крана в стесненных условиях.


6. Программное обеспечение работы башенного крана

6.1. Специализированная организация составляет и вводит в Систему-программу. В соответствии с программой производится проверка работы Системы согласно требованиям ППР.

6.2. В зависимости от ограничений, перечисленных в ППР, включаются в работу соответствующие датчики.



Порядок производства работ стреловыми кранами вблизи воздушной линии электропередачи


Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы, форма которого приведена в приложении 19.


Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца  крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольная установка крана для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается  запись в путевом листе.


Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.


При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.


Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.


МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК
ПОТ РМ-016-2001


11.3. Водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в действующих электроустановках или в охранной зоне ВЛ, должны иметь группу II.

11.4. Проезд автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов по территории ОРУ и в охранной зоне ВЛ, а также установка и работа машин и механизмов … при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ - под наблюдением ответственного руководителя или производителя работ, имеющего группу III.

11.7. Установка и работа грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.

Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Не разрешается привлекать для этого других работников.

11.11. При всех работах в ОРУ и в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

13.3.7. Выполнение работ СМО в охранных зонах ВЛ с использованием различных подъемных машин и механизмов с выдвижной частью допускается только при условии, если расстояние по воздуху от машины (механизма) или от ее выдвижной или подъемной части а также от ее рабочего органа или поднимаемого груза в любом положении (в том числе и при наибольшем подъеме или вылете) до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее указанного в табл. 13.1.


Таблица 13.1

Допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением



Напряжение ВЛ, кВ

Расстояние, м

минимальное

минимальное, измеряемое техническими средствами

до 1

свыше 1 до 20

свыше 20 до 35

свыше 35 до 110

свыше 110 до 220

свыше 220 до 400

свыше 400 до 750

свыше 750 до 1150

1,5

2,0

2,0

3,0

4,0

5,0

9,0

10,0

1,5

2,0

2,0

4,0

5,0

7,0

10,0

11,0


Охранная зона воздушной линии электропередачи и воздушной линии связи – зона вдоль ВЛ в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченная вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотключенном их положении на расстоянии, м:

Для ВЛ напряжением до 1 кВ и ВЛС – 2

Для ВЛ  1 – 20 кВ  -  10

Для ВЛ  35 кВ  -  15

Для ВЛ  110 кВ  -  20

Для ВЛ  150, 220 кВ  -  25

Для ВЛ  330, 400, 500 кВ  -  30

Для ВЛ  750 кВ  -  40

Для ВЛ  1150 кВ  -  55




Приложение 19

ФОРМА НАРЯДА-ДОПУСКА

НА ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ КРАНОМ ВБЛИЗИ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ


____________________________

(наименование предприятия

____________________________

и ведомства)

Наряд-допуск №_______


Наряд выдается на производство работ на расстоянии менее 30 м от крайнего провода

 линии электропередачи напряжением более 42 В.

1. Крановщику_______________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

____________________________________________________________________________

(тип крана, регистрационный номер)

2. Выделенного для работы____________________________________________________

(организация, выделившая кран)

3. На участке________________________________________________________________

(организация, которой выдан кран, место

___________________________________________________________________________

производства работ, строительная площадка, склад, цех)

4. Напряжение линии электропередачи__________________________________________


5. Условия работы___________________________________________________________

(необходимость снятия напряжения с линии

________________________________________________________________________________

электропередачи, наименьшее допускаемое при работе крана расстояние

___________________________________________________________________________

способ перемещения груза и другие меры безопасности)

6. Условия передвижения крана________________________________________________

(положение стрелы

________________________________________________________________________________

и другие меры безопасности)

7. Начало работы ________ч _________ мин  «_______» ____________________200___г.

8. Конец работы  ________ ч _________мин  «_______» ____________________200___г.

9. Ответственный за безопасное производство работ _________________________________

(должность, фамилия, инициалы,

____________________________________________________________________________________

дата и номер приказа о назначении)

10. Стропальщик_______________________________________________________________

(фамилия, инициалы, (номер удостоверения, дата последней проверки знаний)

11. Разрешение на работу крана в охранной зоне____________________________________

____________________________________________________________________________________

(организация, выдавшая разрешение, номер и дата разрешения)

12. Наряд выдал главный инженер (энергетик)______________________________________

(организация, подпись)

13. Необходимые меры безопасности, указанные в п. 5, выполнены ____________________

______________________________________________________________________________

Лицо, ответственное за безопасное производство работ ______________________________


___________________________                         “_______”_________________200___г.

(подпись)


14. Инструктаж получил крановщик______________________________________________


___________________________                         “_______”_________________200___г.

(подпись)


Примечания.

1. Наряд выписывается в двух экземплярах: первый выдается крановщику, второй хранится у производителя работ.

2. Пункт 11 заполняется в случае работы крана в охранной зоне линии электропередачи.

3. К воздушным линиям электропередачи относятся также ответвления от них.

4. Работы вблизи линии электропередачи выполняются в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.


Требования «Правил», предъявляемые к установке стреловых кранов перед началом работы


Установка кранов в зданиях, на открытых площадках и других участках производства работ должна производиться в соответствии с проектами, настоящими Правилами и другими нормативными документами.


Установка кранов для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ кранами (ППРк).


Установка стрелового крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, не разрешается.


При необходимости установки стрелового или железнодорожного крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки. Подкладки под дополнительные опоры крана должны являться его инвентарной принадлежностью.


Стреловые краны на краю откоса котлована (канавы) должны быть установлены с соблюдением расстояний, указанных в табл. 5. При глубине котлована более 5 м и при невозможности соблюдения расстояний, указанных в табл. 5, откос должен быть укреплен в соответствии с ППРк.


Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы, форма которого приведена в приложении 19.


Установка стрелового крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.


Краны должны быть установлены таким образом, чтобы при подъеме груза исключалась необходимость предварительного его подтаскивания при наклонном положении грузовых канатов и имелась бы возможность перемещения груза, поднятого не менее чем на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, штабелей грузов, бортов подвижного состава и т.п.


РД 10-34-93


2.3. При работе стреловых кранов лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, должно:

1) указать крановщику или оператору место установки крана для выполнения работ;

5) при каждой перестановке крана проверить правильность его установки, выполнение мероприятий и выдать разрешение крановщику на работу крана с записью в вахтенном журнале.


Совместная работа башенных кранов


Указания.

9.2. Совместная безопасная работа кранов регламентируется таблицей или графиком, при необходимости - схемой.


При совместной работе кранов расстояние по горизонтали между ними, их стрелами, стрелой одного крана и перемещаемым грузом на стреле другого крана и перемещаемыми грузами должно быть не менее 5 м. Это же расстояние необходимо соблюдать при работе кранов с другими механизмами.


При наложении (в плане) зон обслуживания совместно работающих башенных кранов необходимо, чтобы их стрелы (и соответственно противовесные консоли) были на разных уровнях (однотипные краны должны иметь разное количество секций башни).


Разность уровней балочных (горизонтально расположенных) стрел или противовесных консолей, включая канаты подвески и грузовые канаты, должны быть не менее 1 м (по воздуху). Совместная работа башенных кранов с подъемными стрелами решается в проекте производства работ.


При нахождении нескольких башенных кранов на стоянках в нерабочее время необходимо, чтобы стрела любого крана при повороте не могла задеть за башню или стрелу, противовес или канаты подвески других кранов, при этом расстояние между кранами или их частями должно быть не менее: по горизонтали - 2 м, по вертикали -1 м. Стрелы кранов целесообразно направлять в одну сторону, при необходимости грузовые канаты могут быть ослаблены. Крюковая обойма должна находиться в верхнем положении, грузовая каретка на минимальном вылете, а сам кран установлен на противоугонные захваты.


При установке на один рельсовый путь нескольких кранов необходимо меду ними предусматривать установку промежуточных одинарных тупиковых упоров на расстоянии 3 - 5 м друг от друга.


Совместная работа башенного крана и строительного подъемника


Указания.

15.25. Совместная работа строительного подъемника с грузоподъемными кранами производится в соответствии с таблицей совместной безопасной работы, при этом монтажная консоль подъемника всегда должна быть ниже монтажного горизонта не менее чем на 0,5 м.


Перемещение стрелы крана с грузом на крюке над подъемником возможно только при неработающем подъемнике.

На период работы крана в зоне работы подъемника последний должен быть отключен, а ключи от шкафа электропитания, рубильника, дверей кабины, нижнего ограждения подъемника должны находиться у машиниста подъемника. Работа подъемника прекращается при условии, если расстояние от опасной зоны крана до подъемника менее 2 м, опасная зона при этом определяется по высоте перемещения над уровнем выхода из кабины.


Для обеспечения совместной безопасной работы кранов и подъемников предусматривается установка единого рубильника для кранов и подъемников - в одном положении рубильника работает только кран, в другом - только подъемник, в третьем -линия обесточена и механизмы не работают. Установка в соответствующее положение рубильника производится лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.


При совместной работе крана и подъемника на монтажном горизонте у подъемника может устраиваться световая сигнализация, которая включается с включением электропитания подъемника, и во время ее свечения крановщик не должен подводить к подъемнику груз на величину опасной зоны, предусмотренной в ППР. По мере возведения здания сигнализация переставляется с одного монтажного горизонта на другой. Световая сигнализация должна быть хорошо видна из кабины крана.


15.26. О совместной работе грузопассажирского подъемника и башенного крана в соответствии с графиком их работы с машинистом-проводником и машинистом крана проводится специальный инструктаж с записью в журналы этих машин.


Контрольные вопросы


  1. Привязка башенного крана к строящемуся зданию.
  2. Определение границы опасной зоны от действия крана. Обозначение опасной зоны.
  3. Порядок производства работ грузоподъемными кранами ближе 30 м от воздушной линии электропередачи напряжением более 42 В.
  4. Привязка стрелового крана к строящемуся зданию.
  5. Порядок выбора кранов для выполнения строительно-монтажных работ.
  6. Совместная работа башенного крана и строительного подъемника
  7. Совместная работа башенных кранов
  8. Охранная зона воздушной линии электропередачи и воздушной линии
  9. Программное обеспечение работы башенного крана

4.4. Требования к местам производства работ кранами

4.5. Складирование конструкций

5. Промышленная безопасность

5.1. Российское законодательство в области промышленной безопасности и в смежных областях права

5.2. Система государственного регулирования промышленной безопасности и охраны недр

5.3. Лицензирование в области промышленной безопасности. Сертификация.
                 Требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте

5.4. Экспертиза промышленной безопасности. Декларирование промышленной безопасности.
                 Анализ опасности и риска

5.5. Виды страхования.
                 Правовое регулирование страхования, связанного с производственной деятельностью

5.6. Регистрация опасных производственных объектов

5.7. Производственный контроль, за соблюдением требований промышленной безопасности.
                 Обязанности организаций и области в обеспечении промышленной безопасности

5.8. Порядок расследования аварий на опасных производственных объектах



Вернуться в раздел "Промбезопасность"



Rambler's Top100
Рейтинг коломенских сайтов